Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
17.05.2024, 12:29
Сайт учителя истории и обществознания
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 119

Статистика

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Дружная семья народов Саратовской земли
Конкурс «Единство национальностей – залог процветания»

Номинация «Историко – культурное наследие народов Саратовского края» (поисково – исследовательская работа)

«Дружная семья народов Саратовской земли»

Автор: Ануфриев Андрей
учащийся 8 класса
МОУ СОШ с.Бакуры

Руководитель: Потапова
Татьяна Викторовна
учитель истории
 
Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Заселение Саратовского края……………………………………………………..4
1.1 Мордва на Волге ……………………………………………………………………….5
1.2 Русские на Волге…………………………………………………………………………6
1.3 Татары на Волге………………………………………………………………………….7
1.4 Немцы Поволжья……………………………………………………………………….8
1.5 Украинцы на Волге……………………………………………………………………..9
2. Верования и обычаи народов Саратовского Поволжья…………….11
3. Культурное наследие народов Саратовской губернии………………15
4. «Национальная деревня» - этнографический музей………………….18
Заключение………………………………………………………………………………………19
Литература……………………………………………………………………………………….20


Введение
Листаю исторические книги,
Над летописями за полночь сижу,
Исследуя деяния великих –
Во всем одно и то же нахожу.

Одни и те же пламенные мысли,
Один и тот же мудрости завет:
В служении отечеству смысл жизни.
Все остальное суета сует.
(Н. Палькин)

Саратовский край всегда славился своим гостеприимством и радушием. Это один из самых многонациональных регионов России. Здесь рядом друг с другом в согласии и взаимопонимании живут представители множества народов. И каждая из народностей имеет свои традиции и культуру.

1.Заселение Саратовского края
С древнейших времен до наших дней множество народов обитало и обитает на территории Саратовского края. Заселение нашего края шло по двум направлениям: с юга – европеоидами, и из Зауралья – монголоидами. Это определило в дальнейшем разноплеменность и смешение культур в нашем крае. Только начиная с 5-4 тысячелетия до н.э. на территории Саратовского Поволжья появляются постоянные населения древних людей.
Шло время. В грозном 13 столетии значительные перемещения племен и народов были вызваны монгольским нашествием и созданием Золотой Орды. В дальнейшем в середине 16в. наш край входит в состав Российского государства, и начинается новый этап в его истории. Происходит русская колонизация редко заселенных прежде территорий.
Заселение края в первой половине 18в. происходило как по инициативе правящих кругов, помещиков, монастырей и купцов, так и стихийно. Монастыри основали город Хвалынск, села Воскресенское, Бакуры, Терса. Немало сел основывали беглые крепостные крестьяне. К середине 18в. в пределах бывшей Саратовской губернии было уже 634 населенных пункта, а количество жителей достигало 200 тыс. человек.
Саратовская губерния во второй половине 19в. была одной из самых обширных губерний России. Саратовский край продолжал быстро заселяться. Основная масса переселенцев прибывала из Нечерноземного района, а также из других мест России, где ощущалась нехватка земли. Массу населения всех городов и уездов стали составлять русские – 75%, немецкие колонисты – 8,5%, украинцы – 6,5%, мордва – 6,5%, татары – 3,5%. Остальные национальные группы (чуваши, башкиры, казахи и др.) были незначительными.
Все эти народы появились в Саратовском Поволжье под влиянием различных обстоятельств.

1.1 Мордва на Волге

Больше тысячи лет тому назад нашу Саратовскую губернию населял народ мордовского племени. Они занимались хлебопашеством, пчеловодством, охотой. Жили в селах, в деревянных домах. Торговлю держали в местах укрепленных, чтобы соседние народы не разграбили товаров. Эти укрепленные местечки и были тем, что мы теперь зовем городами. Представители этой национальности были стройны, красивы, сильны и храбры. Между собою жили ладно, а к соседям питали большую вражду, часто нападали, мстили за обиду. Жили в среде мордвы и наши предки - русские Славяне. В результате тесного общения с русскими среди мордвы издавна началось развитие необратимых процессов. С ними в значительной степени связана потеря этнической специфики одежды, обрядности и ряда других элементов культуры. Более интенсивные смешанные браки, по сравнению с другими нерусскими народами (мордва отдает предпочтение при вступлении в брак русским, украинцам), привели к частичной утрате родного языка, национального самосознания, уменьшению удельного веса численности мордовского населения.

1.2 Русские на Волге

Саратовский край хранит историю быта русского народа, составляющего большую часть его населения прежде и теперь. Жилища в старину ставили из лесных срубов или саманные внутри просторных дворов в произвольном порядке. Дома были небольшие, крытые соломой, в них ставили печи. Все жилые строения назывались избой. Занимались рыбной ловлей и торговлей.
Русские крестьяне Саратовского Поволжья в первой половине XIX века шили одежду преимущественно из холстов и сукон собственного изготовления. Используя одинаковые природные материалы для изготовления одежды и обуви, русское население Саратовской губернии перенимало от живущих по соседству с ними татар, мордвы и чуваш то, что было удобно и имело практический смысл. Одежда и обувь были простыми, удобными, практичными.
Традиции и обычаи русского народа всегда свято хранились и передавались из поколения в поколение.

1.3 Татары на Волге

В 1224 году пришли на Волгу татары. Народ этот был лютый, жадный, но в своей жизни воздержанный и терпеливый. Землю обрабатывать татары не любили, а занимались скотоводством. Перекочевывая с места на место, они гнали за собой и стада. Как народ кочевой, татары деревянных и каменных домов вначале не строили, а жили в так называемых кибитках. Верили татары в одного Бога, но поклонялись и идолам. На войне были хитры и ловки. Дойдя до Волги, они прогнали мордовский народ и других исконных её обитателей и устроили татарское государство, которое назвали Золотою Ордою. Вскоре после покорения России, татары стали строить на Волге новые города.
Характерной особенностью их жилища было деление его на мужскую и женскую половины. Декоративное убранство татарского дома отличается от традиционного украшения русских жилищ. Русские мастера применяли в основном резьбу по дереву, татары, напротив, использовали в основном богатую палитру красок. Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры. Её следы проявляются в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. Татары очень гостеприимны, грамотны, живут очень опрятно, трудолюбивы.
После того, как царь Иван Васильевич подчинил своей власти обширный край, он стал заселять его русским православным населением.

1.4 Немцы Поволжья

К началу 20в. на географических картах Поволжья значилось свыше 200 немецких названий, которые своим населенным пунктам дали немцы, поселившиеся в саратовских краях по приглашению Екатерины II. В 1919г. была образована Автономная область. В неё вошли земли, на которых преобладало немецкое население.
Только на территории саратовской области более 200 населенных пунктов, имеющих немецкие корни. В части из них сохранились дома старой постройки, разрушающиеся церкви, мельницы. Город Маркс - бывшая немецкая колония, расположенная на Волге. В городе прекрасно сохранилась немецкая архитектура, старый лютеранский собор. Центральные улицы Маркса – это старые немецкие дома, которые помнят величие города, как центра автономной области немцев Поволжья. Город Энгельс, бывшая столица республики немцев Поволжья с 1922 по 1941гг.. В городе наиболее интересными объектами являются архитектура старого центра и выставки Энгельского краеведческого музея по истории и культуре немцев Поволжья. Наиболее интересна в краеведческом музее коллекция картин Якова Вебера, заслуженного художника немецкой республики. Его картины – удивительное изображение волжских берегов, бескрайней волжской широты, обилия воды и воздуха. Певец Волги, Яков Вебер, известен в России и за ее пределами.

1.5 Украинцы на Волге

Интересна особенность появления в наших местах украинцев. В связи с разработкой Эльтонского соляного месторождения правительство учредило в Саратове «соляное комиссариатство», ведавшее добычей и транспортировкой соли. Для перевозки соли от озера Эльтон до Саратова, пригласили украинцев.
В результате через несколько лет возникли десятки украинских слобод и хуторов.
Жилые постройки переселенцы строили, как и у себя на родине, но с учетом местных климатических особенностей, заимствуя многое от русских. Распространенным типом крестьянского двора был открытый двор с хатой, обращенной двумя-тремя окнами на улицу. Усадьбы не огораживались забором, лишь небольшой палисадник у дома отделял его от улицы. Хаты строили в основном из дерева, стены обмазывали внутри глиной и белили, полы делали земляными, глинобитными.
Длительное проживание переселенцев среди других народов, и прежде всего русских, повлияло на их культуру и быт. К настоящему времени значительная часть украинцев обрусела. Однако, несмотря на большие изменения, происшедшие в жизни переселенцев, отдельные видоизмененные черты их традиционного быта прослеживаются еще и сегодня.
По данным переписи население Саратовского края к 1913г. составляло 3290710 жителей.
Сейчас в пределах Саратовской губернии известно около 130 этносов. Каждый из них обогащает культуру нашей земли своими многовековыми обычаями и традициями.

2. Верования и обычаи народов Саратовского Поволжья

Особенностью многонационального Саратовского Поволжья является то, что здесь, начиная с IX-XII вв. н. э., активно завоевывают свои позиции и противоборствуют две мировые религии - ислам и христианство. Ислам пришел в край в IX в..
В этот период были исламизированы татары, башкиры, часть чувашей. Экспансия христианства началась с XII в., но основная волна христианизации среди мордвы, коми, марийцев и удмуртов проходила с XVI по XIX в.
Основными постулатами веры двух официальных религий было и есть бережное отношение к природе, к человеческой жизни. Считалось, что люди могут спасти мир от гибели, если будут беречь природу, поклоняться ее создателям и покровителям, почитать предков, исполнять обряды.
Верования народов Поволжья группировались преимущественно вокруг двух главных стержней: аграрного культа, связанного с сельскообщинной организацией, и семейно-родового культа предков.
Земледельческий цикл религиозно-магических обрядов приурочивался, как и у других народов, к важнейшим моментам сельскохозяйственного года. Зимой, при повороте солнца на весну, устраивались гадания, преимущественно о будущем урожае; с этим связывались и различные развлечения, игры молодежи. Среди русского населения широко отмечался праздник Святой Троицы, Масленица. Mасленица была древнейшим истинно народным праздником, вобравшим в себя элементы как христианских, так и языческих верований. Помимо обильного угощения обязательным условием Масленицы было исполнение специальных обрядов. К Масленице начинали готовиться еще с середины предшествующей недели. Праздновать Масленицу начинали с понедельника. Для всего русского населения предстоящие семь дней были самым веселым и любимым временем в году. С наступающим праздником связывалось много ожиданий, поэтому и встретить его старались как можно веселее и приветливее, надеясь, что и масленица им ответит тем же. Играли на масленицу в игры. Широкое распространение имели масленичные катания с гор. Повсеместное распространение имело катание на качелях и каруселях. Важной составной частью масленичного гуляния было катание на лошадях.
Совершенно обязательным развлечением на Масленицу были театральные спектакли. Устраивали различные благотворительные акции, лотереи. К 19-началу 20 века большая часть обрядов Масленицы утратили своё истинное ритуальное значение, и носила Масленица уже почти чисто развлекательный характер.
Особенно яркими были весенние праздники, связанные с первой пахотой и севом: это праздник сохи у чувашей, моление плуга у мордвы, праздник плуга (сабантуй) у татар и башкир. Этот праздник справлялся у чувашей после окончания сева, у других народов - перед севом. К празднику обычно готовили особые обрядовые кушанья - пироги, блины, вареные яйца, варили пиво; надевали чистую одежду. Праздник справлялся либо в священной роще (она у каждой общины была своя), либо в поле. Из заготовленных кушаний приносили небольшие жертвы либо матери-земле (удмурты клали яйца в борозду), либо богу или богам (мордвины вешали корзину с ними на высокое дерево). Летние праздники, приуроченные к окончанию посевных работ, тоже имели магическую направленность. У мордвы был летний праздник бабань каша, в нем главными участницами были женщины, они молились и приносили жертву матери воды.
В период цветения злаков население соблюдало запреты: нельзя было рыть землю, строить что-либо, рубить дрова, чтобы не обеспокоить землю. Смысл этих запретов и жертвоприношений - уберечь урожай.
После уборки урожая устраивались обряды с благодарственными жертвами богам; до их совершения нельзя было начинать есть новый хлеб.
Очень отчетливо сохранился у народов и семейно-родовой культ предков. Культ этот особенно заметно проявился в обычаях семейных или родовых поминок по умершим - обычаях, соблюдаемых и поныне. Но семейно-родовой культ не сводился к одному только культу предков. У каждой семьи был свой покровитель - семейная святыня, хранившаяся в особых местах, в доме или на усадьбе. У чувашей семейным хранителем считался йерех; это была обычно кукла, изображающая женское существо. Йерехов делали обычно женщины, девочки, хранили их в лубяном кузовке, который вешался в углу клети или в ином месте. Своим подобным покровителям каждая семья устраивала моления, приносила жертвы.

3. Культурное наследие народов Саратовского губернии

Проживание по соседству различного по этнической принадлежности населения, культурные влияния и смешанные браки приводят к заимствованию тех или иных традиций.
К настоящему времени в мире в целом созрело представление о культурном наследии как приоритетной социальной ценности.
Культурное наследие – объекты и явления материальной и духовной культуры народов, имеющие особую историческую, художественную, эстетическую и научную ценность для обеспечения социальной преемственности поколений.
Памятники истории и культуры – особо ценные объекты материальной и духовной культуры народов в форме отдельных сооружений, их ансамблей и памятных мест, имеющие законодательно установленный режим особой охраны.
В список исторических населенных мест РФ, входят десять, находящихся в Саратовской области: Саратов, Аткарск, Балаково, Балашов, Вольск, Новоузенск, Петровск, Пугачев, Хвалынск, Энгельс.
В истории отечественной культуры Саратовская губерния с давних пор выступает в качестве региона, обладающего высоким культурным потенциалом.
Саратов – город с богатыми культурными традициями. Уникальное слияние европейских культур наложило отпечаток на архитектуру города. В центре сохранилось большое количество домов-особняков и административных зданий, построенных в XIX - начале XX веков в стилях: провинциальный модерн, псевдоготика, московское барокко. Особенно яркими являются архитектурный ансамбль университетского городка, созданного в лучших европейских традициях.
В 1885г. в Саратове была открыта первая в российской провинции общедоступная художественная галерея, названная в честь Радищева и открытая по инициативе внука великого деятеля. В первую коллекцию вошли работы художника А.Боголюбова, И.Шишкина, Ф.Васильева, И.Репина и других. Её часто называют «Саратовской Третьяковкой». В 1873г. был основан первый цирк братьев Никитиных,

в 1831г. открыта публичная библиотека,

в 1912г. – первая в провинции консерватория,

в 1918г.- первый детский театр.

Таким образом, еще в 19в. были заложены театральные, художественные, музыкальные традиции. Город стал родиной многих русских знаменитостей: первого русского космонавта Ю.Гагарина, живописцев П.С.Уткина, К.С.Петрова-Водкина, П.В.Кузнецова, писателей К.А.Федина, Л.А.Кассиля, М.Н.Алексеева, артистов И.А.Слонова, Б.А.Бабочкина, Б.Ф.Андреева, Е.Лебедева, С.Филлипова, О.Табакова, О.Янковского, композитора А.Г.Шнитке, музыканта И.Ларионова, гениального биолога Н.И.Вавилова.
Саратовский край – в биографиях художника М.Врубеля, авиаконструктора О.Антонова, писателя М.Булгакова, Н.Чернышевского, архитектора Ф.Шехтеля, химика Н.Зинина, поэта Г.Державина, академика Г.Марчука, конструктора космической радиотелефонной связи Ю.Быкова.
Саратовский край обладает большим культурным наследием. В сфере внимания и контроля Правительства Саратовской области находится 2950 объектов историко-культурного наследия, 53 из них федерального значения. Это консерватория, ансамбль университетского городка, Свято – Троицкий кафедральный собор, усадьба дворян Нарышкиных в селе Пады Балашовского района, здание Гостинного двора в Вольске и многие, многие другие.
Крупнейшим событием в культурной жизни Саратова стало открытие в 2007г. в Государственном музее Федина постоянной экспозиции «Дом русской литературы 20в.».
Саратов и Саратовская область не только богата своими историческими памятниками, но и выдающимися людьми, которые украшали и украшают русскую землю. Они увековечены в скульптурных работах, их именем названы улицы, школы, теплоходы, учебные заведения.

4. "Национальная деревня" - этнографический музей

В Саратове на Соколовой горе была создана «Национальная деревня». Идеей создания деревни послужило желание подчеркнуть особенность этнического состава области. В Национальной деревни есть уникальная возможность познакомиться с архитектурой и бытом многих народностей, населявших Саратовщину. Здесь можно побывать в русском и белорусском подворьях, башкирской и казахской юртах, мордовском подворье, грузинском доме, армянском дворе, украинском хуторе, узбекском кишлаке, татарском подворье, дагестанском и азербайджанском дворе, немецком доме.
Это своего рода «живой» этнографический музей.

Заключение

Погрузившись в истоки культуры народов Саратовского Поволжья, мы проникаемся неподдельным интересом к исконным традициям представителей других национальностей, ощущаем необходимость взаимоуважения и веротерпимости в отношениях между соседями.
Россия – страна многонациональная, а потому вопросы мирного сосуществования людей, придерживающихся разных культурных традиций, принадлежащих к различным конфессиям, всегда были и будут для нее актуальными. Главное, что мы должны усвоить: наша сила – в единстве.

Литература
1. Яшин А.Я., Валеев В.Х. Сто страниц о Саратове.Саратов, изд-во «Коммунист», 1990 – 201с.
2. Энциклопедия. Москва, изд-во «Педагогика – ПРЕСС», 2001г.
3. История Саратовского края: Учебное пособие для 7-9кл. – Саратов: Регион. Приволжское изд-во «Детская книга», 1996-408с.
4. Земля саратовская (книга для внеклассного чтения). Саратов. Приволжское книжное изд-во, 1975 - 111с.
5. Курбанов Л.Ф., Полубояринов Е.В. Саратовский край. Учебное пособие по истории родного края для уч-ся 7-8 кл. Саратов, Приволж. кн. изд-во, 1976 – 103с.
















Категория: Мои статьи | Добавил: даша-2000 (20.02.2011)
Просмотров: 20527 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 1
1 Travelerstard  
0
Wonderful website! It looks really professional! Keep up great work! Visit also my own webpage

https://www.mistralbg.com/pochivki-turcia лятна почивка в турция 2024

ptmis+

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz