Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
17.05.2024, 13:15
Сайт учителя истории и обществознания
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 119

Статистика

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Жизнь и быт сарматских племен
«ДЕРЕВЯГИНСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2010»
Конкурс творческих работ

«Жизнь и быт сарматских племен»

Автор: Сударикова Виктория
учащаяся 8 класса
средней общеобразовательной
школы с.Бакуры
Руководитель: Потапова
Татьяна Викторовна
учитель истории


В VII веке до н.э. – IV веке н.э. огромные пространства Поволжья занимали племена, которые сначала называли савроматами, а затем сарматами.
В нашей области известно много курганов, насыпанных сарматами. Исследованы сарматские курганы в бассейне реки Колышлей в Аткарском районе, у села Таптулина Ртищевского района и многие другие.
Изучение курганов позволило ученым восстановить картину хозяйственной жизни, быта, общественного устройства сарматского общества.
Сарматы были многочисленны. Они делились на племена язигов, царских сарматов, ург, аланов и роксаланов. В основном они вели кочевой и полукочевой образ жизни. Главным их занятием было кочевое скотоводство и набеги на оседлые земледельческие племена, а также охота на дикого зверя и птицу. Находимые в погребениях предметы говорят о том, что у сарматов были развиты кузнечное, гончарное ремесла, обработка шкур, кости, дерева и т.д.
Сарматы в своем облике сохранили много черт савроматов и вместе с тем приобрели черты местных племен. Это были люди с округлым лицом, средней длины носом, сильно выступающим над лицом, средневысоким довольно покатым лбом и среднеразвитым надбровьем. Одежду изготавливали из тканей, войлока и кожи. Мужчины обычно носили кожаные или шерстяные шаровары, заправленные в сапожки, и подпоясанный кафтан, поверх которого накидывался плащ. Головной убор был в виде остроконечной шапки – башлыка.
Женская одежда состояла из длинной сорочки с поясом, ворот, обшлага рукава и край подола который имели вышивку бисером или нашитые металлические бляшки, чаще золотые. Голову прикрывал платок, края которого украшала бахрома или бисерный узор. Платок спускался на спину и плечи. Скреплялась одежда фибулами-булавками. На ногах носили легкие остроносые сапожки. Этот наряд дополняли украшения.

Заметную роль в хозяйстве сарматов играла торговля. Нижнее Поволжье осуществляло торговые связи с греческими городами, откуда привозились бронзовые зеркала с ручками, заканчивающимися фигурками животных. С IV века до н.э. развиваются торговые связи с боспорскими городами, отсюда поступала керамика. Найденные разнообразные красивые и дорогие ювелирные изделия, изготовленные в ремесленных мастерских Херсонеса, Пантикопее, Танаисе, Неаполе Скифском попали в поволжские степи благодаря торговым связям.
Основная масса товаров обменивалась на скот, кожу, меха, местные изделия. Не исключено, что часть товаров покупалась за деньги, о чем свидетельствуют находки античных монет в нашем крае.
Сарматы были воинственным народом. Они постоянно совершали набеги на своих ближних и дальних соседей. Почти во всех погребениях мужчин находят оружие, т.к. все взрослое мужское население было воинами.

В крупных военных походах первоначально участвовали и незамужние женщины. В сражении сарматские девушки должны были убить трех врагов, чтобы получить право выйти замуж. Позднее этот обычай исчез.
Основную силу сарматского войска составляла легковооруженная конница. Главным ее оружием были лук и стрелы.
В пешем рукопашном бою воины применяли короткие железные мечи акинаки. Дружины, участвующие в ближнем бою, вооружались длинными мечами и копьями.
Позднее у сарматов появляется тяжеловооруженная конница. Всадники имели тяжелый оборонительный доспех в виде панциря, а позднее – кольчуги. Голову защищал конический шлем. Боевым оружием такой конницы являлись пики.
Сарматы проезжали огромные пространства, когда преследовали неприятеля или когда отступали сами, каждый вел с собой еще лошадь. Они пересаживались с лошади на лошадь для того, чтобы давать им отдыхать.
Вооружение сарматов и их военное искусство находилось на высоком уровне, и оказало влияние на соседние племена.
Быт сарматов Саратовского Поволжья складывался под влиянием традиций скифов и лесных оседлых племен, с которыми они входили в соприкосновение. Жили они родоплеменным строем. У них были сильно выражены пережитки матриархата. Матриархат - материнский род, в котором счет родства велся по материнской линии. Мужья переходили в род жены, и женщина играла ведущую роль в жизни рода.
Сарматские женщины были не только хозяйками и воспитателями детей, но и нередко занимали в иерархии племени самое высокое место.

"Путеводитель" Скилакса Кариандского сообщает, что сарматские женщины часто держали в своих руках бразды правления. Само слово «сарматы» в переводе означает «женоподвластные». Женщины воевали наравне с мужчинами и не очень-то стремились к извечной женской мечте – оседлости и стабильности. Потому и не оставили после себя ни обустроенных поселений, ни прочих свидетельств тихой семейной жизни.
Живя войной, сарматы сохранили жестокость нравов: добыча давалась лишь тем, кто приносил вождю голову убитого врага. Войны, которые раньше велись для защиты своей территории, теперь велись ради грабежа и обогащения.
Хотя сарматы и переходили постепенно к постройке жилищ – домов, в основном они продолжали жить в кибитках на колесах. Кибитки были покрыты войлоком и устроены подобно домам. Люди, кони и кибитки составляли большие кочующие орды. Кибитки также защищали детей, женщин и скот от неприятеля. На одном месте племя находилось, пока хватало травы для скота, а потом переходило дальше.
Кормил сарматов скот. Они пили молоко, ели масло и сыр. В больших бронзовых котлах варили мясо, доставая его из котла железным крючком длиной до 0,5 метра. Посудой им служили глиняные кувшины, горшки, миски больших размеров, плошки.

Наследуя верования скифов, сарматы обожествляли животных. Повелительницей зверей они почитали богиню Кибеллу. Главной же богиней была Табити – покровительница домашнего очага. Повелителем неба они почитали бога, которого звали Папай, Али считалась богиней Земли. Солнцем и светом командовал Гойто – Сир, а богом воды они почитали Фагима – Сада.
За 800 лет пребывания сарматов на земле Саратовского Поволжья у них изменились и религия, и обычаи. Если с I века до н.э. по II век н.э. они сооружали бескурганные погребения, зарывая тела умерших, то со II века н.э. они поступали иначе: в неглубокой могиле сжигали тело умершего в костре, а затем насыпали над могилой курган.
На территории нашего края раскопано значительное количество погребений рядовых сарматов с мечами, кинжалами, наконечниками стрел, а иногда и совсем без вещей, с одним глиняным сосудом в головах и заупокойной пищей. Лишь вождей хоронили с дорогими вещами и драгоценностями. В сарматском обществе шел быстрый процесс социального расслоения, первобытнообщинный слой распадался.
Сарматы любили украшать свои вещи изображениями животных, прежде всего хищников: пантеры, волка, медведя и т.д.
В одном из разрушенных курганов была найдена целая коллекция предметов в зверином стиле. Особенно богато были украшены кабаньи клыки. Все изображения животных пластичны и динамичны, свидетельствуют о высоком мастерстве их исполнителей. «Звериный стиль» носил магический характер.

Образ животных, особенно барана, занимал видное место в религиозно-культовых представлениях сарматов. Часто барана изображали на ручках сосудов, мечей. Баран являлся символом «небесной благодати» у древних народов. Позже сарматы стали поклоняться мечу. Они втыкали в землю меч и с благоговением поклонялись ему как богу войны. Также у сарматов был распространен культ предков.
Саратовская область покоится на обломках многотысячелетнего почитания женщины, почитания матери, продолжительницы рода.


Литература:
1. История Саратовского края: Учебное пособие для 7-9кл. – Саратов: Регион. Приволжское изд-во «Детская книга», 1996-408с.
2. Земля саратовская (книга для внеклассного чтения). Саратов. Приволжское книжное изд-во, 1975 - 111с.
3. Курбанов Л.Ф., Полубояринов Е.В. Саратовский край. Учебное пособие по истории родного края для уч-ся 7-8 кл. Саратов, Приволж. кн. изд-во, 1976 – 103с.
















Категория: Мои статьи | Добавил: даша-2000 (20.02.2011)
Просмотров: 7236 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 AplusRobipse  
0
Уважаемые покупатели, рады объявить вам о осуществлении оптовой продажи шин APLUS 11R22.5, 295/60R22.5, 315/60R22.5 и 9.00R20.

- Мы реализуем шины известных марок и разных размеров, для покупки оптовой партии.
- Шины проходят строгий контроль качества, что гарантирует надежность и безопасность при работе.
- Предлагаем низкие оптовые цены, которые дадут возможность вам сэкономить деньги при покупке интересующих партий.

В не зависимости от того, нужна ли шина для региональной езды, дельнемагистральной езды или работ на скале, мы рады предложить вам привлекательные условия при заказе шин оптом.

Свяжитесь с нами уже сегодня, чтобы получить больше информации о нашей оптовой продаже шин.

<a href=https://asiancatalog.ru>Оптовая продажа шин и дисков</a>
<a href=https://asiancatalog.ru>Шины для легковых автомобилей KORYO</a>
<a href=https://asiancatalog.ru>Шины для грузовых автомобилей KORYO</a>
<a href=https://asiancatalog.ru>Шины для спецтехники LANVIGATOR</a>
<a href=https://asiancatalog.ru>Индустриальные шины ROYALBLACK</a>

Мы осуществляем доставку в город Астрахань, Ноябрьск, Реутов или в любой другой город России.

Оптовая продажа шин и дисков в России и СНГ!
Мы поможем вам с выбором шин и дисков. Свяжитесь с нами по телефону или другим удобным способом для получения консультации.

Тел. +79644340397 (WhatsApp, Telegram, WeChat)

Эл.почта info@asiancatalog.ru

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz